17 друзей Егора Кончаловского Признаются в любви к Москве и москвичам
Картиной "Москва, я тебя люблю" - сборником из 18 новелл о жизни нашей столицы - 6 июня откроется XXI фестиваль "Кинотавр". Моду на альманахи о городах в 2006 году задал сборник короткометражек "Париж, я тебя люблю", в работе над которым принимали участие такие звезды режиссуры, как Альфонсо Куарон, Том Тыквер, братья Коэн и Александр Пэйн. Удастся ли режиссерам из России повторить мировой успех проектов о любви к Парижу, Нью-Йорку и Токио? Насколько это кино художественно и насколько социально? Какая роль в картине отведена собственно Москве и москвичам и о многом другом с режиссерами - участниками проекта, а также с его продюсером Егором Кончаловским беседовала Анна Федина (Vogue)
неделя: С чего начался этот проект?
егор кончаловский: Мне предложили участие в полиптихе "Париж, я люблю тебя", но мой сценарий показался французам неполиткорректным. Во-первых, им кажется неполиткорректным все, что не связано с камамбером. А во-вторых, мой сценарий рассказывал об арабе, который, по мнению продюсеров, вел себя недостаточно хорошо. Не надо забывать, что "Париж, я люблю тебя" снимался во время погромов в пригородах французской столицы, когда национальный вопрос стоял предельно остро. В результате туда я не попал, но решил сделать нечто конгруэнтное в Москве.
н: Как вы отбирали режиссеров?
кончаловский: Изначально мы пригласили поучаствовать в проекте порядка семидесяти режиссеров. Самое забавное, что из мастеров старшего поколения - тех, кому сейчас 50-60 лет (не считая 89-летнего патриарха советского кино Георгия Натансона), большинство просто не смогло справиться с задачей. Оказалось, не так-то просто написать внятную, законченную, драматическую историю на пять минут. Так что сначала мы шли по мастерам, а когда я понял, что классики меня динамят, обратились к тем режиссерам, которые за последнее время чем-то себя проявили: это Катя Калинина, Вера Сторожева, Элина Суни... Ну и конечно же я хотел, чтобы мои друзья, такие, как Гарик Параджанов и Артем Михалков, тоже сняли свои истории.
н: До самого молодого поколения отечественных режиссеров вы не дошли?
кончаловский: Я дошел до госпожи Гай Германики, но испугался одного ее вида. Да и вообще нам не хотелось приглашать в проект совсем уж "новую волну", потому что мы стремились сделать картину для всех. Хотя у нас есть короткометражки про самоубийц, киллеров и бомжей. Вообще, надо сказать, светлую историю написать гораздо труднее, чем историю про то, как ветеран хоронит свою собаку.
н: Какую роль вы отводили Москве? Создатели "Париж, я тебя люблю", например, стремились показать нетуристические уголки французской столицы.
кончаловский: Да, и поэтому от участия в проекте отказалась София Коппола, которой не позволили снимать на Эйфелевой башне. У нас концепция была другой. Я бы вообще назвал наш фильм "Москва и москвичи" или "Московские истории". У нас не было задачи, чтобы каждая история происходила на Арбате или на Красной площади. Это ни в коем случае не гимн столице. Москва - всего лишь фон для восемнадцати очень разных историй, некоторые из которых мне очень нравятся, а другие не нравятся совсем. Но у нас был принцип: с того момента, как был утвержден сценарий, продюсеры практически не вмешивались в работу режиссеров.
н: На какой из московских объектов было сложнее всего попасть?
кончаловский: Как ни странно, в Московский университет. МГУ мы строили в павильоне на "Мосфильме".
н: Как вы решали, о чем снять новеллу?
кончаловский: История, которую написал Иван Охлобыстин, понравилась мне больше, чем та, что написал я. Она была веселее, внятнее и более московская, если можно так сказать. Это новелла про то, что все, кого мы встречаем на улицах столицы, это "коренные москвичи", и не важно, что они китайцы, чеченцы, афроамериканцы или Иван Охлобыстин, сыгравший в фильме главную роль.
н: Проблема национального состава Москвы вас беспокоит?
кончаловский: Я не особенно с ней сталкиваюсь, потому что провожу время или в офисе, или в машине, или за городом. Но, конечно, жить в нашем городе сложно. Я не буду оригинален, если скажу, что меня раздражают пробки и загаженные подъезды. А еще тут со времен 1990-х по-прежнему сильно чувство опасности или как минимум необходимости держать ухо востро. Приезжая в Венецию или в Лондон, ты не смотришь по сторонам, пытаясь предугадать, из-за какого угла выбегут скинхеды или вырулит пьяный водитель.
н: В вашем альманахе эти близкие каждому жителю Москвы страхи не отражены?
кончаловский: Там есть грустные истории, но все зависит от качества грусти. Мы не хотели оставлять в зрителе чувство безысходности, скорее, стремились дать ему хотя бы проблеск надежды
"Скрипач" Веры Сторожевой
Для альманаха Вера Сторожева сняла драматическую историю о киллереи девочке-цыганке и рассказала "Неделе", чем ей дороги московские коммуналки.
- Редко наталкиваешься на сценарий, в котором за 5 минут рассказывается история человека, его жизни и смерти. К тому же мною двигало эгоистическое чувство. Я только вернулась со съемок фильма "Скоро весна", и мне хотелось чего-то другого. Там все было про любовь и веру, а здесь захотелось остросюжетности.
Я давно хотела поработать с Евгением Мироновым, но все не получалось по срокам. А тут предложила ему эту историю, он удивленно сказал, что первый раз получает сценарий без единого слова, но, прочитав, согласился. Даже попросил пригласить на площадку консультанта, который рассказал бы ему тонкости профессии снайпера: как дышать, как целиться. Благодаря этим советам в кадре, например, появился пакет с гречкой, потому что консультант сказал, что винтовку лучше всего опереть на что-нибудь сыпучее и при этом банальное, не привлекающее внимания. Наверное, это и отличает хорошего актера от ремесленника.
Для съемок новеллы "Скрипач" мы вместе с художником-постановщиком нашли заброшенную коммуналку в старом доме, рядом с которым находится современное здание банка. Да, никаких туристических достопримечательностей в нашей короткометражке нет, но это все равно очень узнаваемая старая Москва, которая сейчас исчезает на глазах. Я ее искреннее люблю, сама живу на Смоленке, поэтому все эти арбатские переулки мне дороги. Конечно, когда тебе предлагают снимать кино про Москву, ты, пусть даже подсознательно, выбираешь любимое место.
"Работа" Артема Михалкова
Артем Михалков заставил героя Григория Антипенко вывернуться наизнанку, чтобы устроиться на работу в иностранную компанию, и признался "Неделе", что у него самого был подобный опыт.
- Сценарий мне помогали писать ребята с "Первого канала", которые раньше играли в КВН. Видимо, поэтому у нас получилась довольно смешная история, в которой есть и слова "Москва, я тебя люблю", и Красная площадь, и вполне реальная история. Я знаю немало людей, которые проходили самые странные испытания, пытаясь устроиться на работу в иностранную фирму. Да и сам я сталкивался с договорами, которые мне предлагали заграничные компании и в которых был прописан пункт, что я должен сходить к урологу и принести справку, что у меня нет венерических заболеваний.
Это не первая моя работа в режиссуре. Была во ВГИКе дипломная работа, которая даже ездила по фестивалям и получала призы. Снимал я и документальные картины для телевидения. Но очень рад, что мне удалось поучаствовать в этом проекте. Конечно, хотелось бы, чтобы моя короткометражка "Работа" длилась не пять минут, а хотя бы двадцать, но потренироваться в жанре анекдота тоже неплохо. А то, что мы сняли, - чистой воды анекдот, потому что Москва утопает в брендах, и не посмеяться над этим невозможно.
Я думал сам сыграть главную роль, но не отважился. И очень рад, что эту роль сыграл Гриша Антипенко, потому что в финале герой попадает в комическую ситуацию, и многие артисты просто отказывались выставлять себя в нелепом свете.
Мой любимый фильм о Москве? Конечно, "Я шагаю по Москве".
Мода на фильмы о мегаполисах еще только набирает обороты. Открывающий "Кинотавр" проект Егора Кончаловского
"Москва, я тебя люблю" выйдет на экраны в сентябре. На очереди - полиптихи о Шанхае, Иерусалиме и Рио-де-Жанейро.
http://www.inedelya.ru/movies/article10893